Домашнее задание — это самостоятельная работа ученика, закрепление и
практическое применение знаний. То, насколько регулярно и
добросовестно учащийся будет выполнять задания, зависит не только от
сложности упражнений, но и от форм и способов их
проверки. Большинство учителей используют традиционные методы: фронтальные
опросы, вызов к доске, письменную проверочную работу. Как разнообразить
этот процесс и сделать его интереснее для учеников? Вот несколько приемов,
которые превратят проверку домашнего задания в увлекательное занятие для
учителя и класса.
1.
Кроссворд. Тематический кроссворд дети могут решать как индивидуально, так и всем
классом. Вопросы могут быть такими: «Как называлась война 1812 года?»,
«Самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие
предмета». Это позволит проверить и закрепить в памяти цепочку
«термин-определение» или «дата-событие».
2.
Рецензия. Один ученик выступает с устным ответом, а другие выходят после со своей
рецензией, содержащей указания на недочеты и дополнения.
3.
Взаимный опрос. Три наиболее подготовленных ученика проводят опрос среди групп,
готовых на «5», «4» и «3». Если учащийся определил себя в группу готовых на «3»
и успешно ответил на все вопросы, он может попробовать свои силы в другой и
решить более сложные задания.
5.
Опрос по цепочке. Чтобы
получить развернутый ответ, учитель сперва опрашивает с места одного ученика, а
затем внезапно прерывает и просит продолжить другого. Так, по цепочке ответ
дополняется, каждый учащийся вносит что-то новое и вспоминает, что уже было
сказано, чтобы не повториться.
6.
Свободная дискуссия. Класс разбивается на группы, и каждая отстаивает свою
точку, оперируя аргументами из изученного материала или собственных
знаний. Это позволяет ученикам глубже вникнуть в вопрос и лучше
разобраться в теме.
7.
Опрос-спор. Ученику нужно выбрать правильный ответ из нескольких, предложенных
учителем, и объяснить свой выбор. Учитель может намеренно защищать неверный
ответ, чтобы в ходе спора учащиеся мобилизовали все свои знания по этому
вопросу.
8.
Помощь зала. Если учащийся у доски не может справиться с заданием, учитель ищет
ему помощника из класса, который будет иметь право подсказывать, или же
отвечающий может сам назначить себе помощника. Совместная работа и взаимопомощь
улучшит общую атмосферу в классе и избавит от выкриков и подсказок с места.
9.
Взаимная проверка. При проверке письменного домашнего задания ученикам предлагается
обменяться тетрадями, проверить задания и поставить оценку, а после этого
рассказать о допущенных ошибках и при желании оспорить оценку. В этом споре
могут проявиться пробелы в знаниях как проверяемого, так и проверяющего,
учитель может исправить недочеты или утвердить итоговую оценку.
10. Использование проектора. На экране появляется домашнее задание,
ученики проверяют сами себя, исправляют ошибки, задают вопросы. Каждый может
выйти к доске и рассказать, где он ошибся, обсудить это с учителем и классом.
Сочетание различных методов позволяет сделать проверку домашнего задания
интересной и повысить мотивацию к его выполнению. А от качества подготовки
учеников к уроку напрямую зависит их успех в освоении предмета.