Во время урока педагогу очень важно, чтобы каждый ученик был вовлечен в
обсуждение. Научить детей коллективной работе — одна из главных задач
преподавателя. Как организовать класс для совместного поиска решения проблемы?
Как добиться эффективной групповой работы? Хорошим решением является
использование приёма «мозговой штурм». Разбираемся, почему.
Как и для чего использовать «мозговой штурм»?
Эта форма организации предполагает как совместную
работу класса, так и разделение на группы с выдвижением
лидеров. Оптимальное количество участников — 12-15 человек, время — 30-40
минут. Учитель должен обозначить тему и задать по ней конкретный вопрос, который
в дальнейшем ученикам придется решать коллективно. Далее каждый член
группы высказывает всё, что ему известно по этой теме и вопросу.
Желательно, чтобы вся информация фиксировалась либо на бумаге, либо на
доске. Это поможет детям видеть, что уже было освещено, и не повторяться. В
этот момент происходит совместное оценивание проблемы, после которого каждый
участник должен предложить свой способ ее решения. Новые идеи также
фиксируются, но не подлежат обсуждению, пока не выскажется каждый.
Положительные стороны и недостатки метода:
«Плюсы»:
·
Проблема решается наглядно.
·
Каждый ученик участвует в обсуждении.
·
Возможность оценить уровень знаний по теме каждого участника.
·
Использование новых идей и альтернативных способов решения.
·
Соревновательная атмосфера мотивирует познавательный интерес учащегося,
ведь для успеха необходим широкий кругозор.
«Минусы»:
·
Опасность «зацикливания» участников на одной идее.
·
При наличии активных лидеров есть риск, что часть группы останется
безучастной.
·
Необходим контроль учителя, чтобы дискуссия не затянулась и не вышла за
временные рамки урока.
При использовании этого метода учителю необходимо своевременно
координировать ход дискуссии, а также учитывать уровень подготовки и личностные
качества участников для наиболее эффективной коллективной работы. Такая форма
организации урока позволит не только разнообразить процесс обучения, но и
приучить детей к совместному поиску альтернативных способов решения проблемы.