Что делать, если ребенок не хочет учиться? Низкая мотивация может стать
гибельной для успеваемости даже способных и талантливых учеников, ведь если
учащемуся неинтересно, то он просто направит свою энергию и таланты в другое
русло.
Часто бывает так, что дети с хорошей успеваемостью резко теряют интерес к
учебе и скатываются к тройкам. Причин для этого множество: ребенок перестал
прикладывать усилия, потому что ему «и так все понятно», и в какой-то момент
«выпал» из учебного процесса. Отсюда вытекает еще одна причина: ученик
перестает справляться, и, вместо того чтобы своевременно разобраться и попросить
помощи, просто теряет интерес к предмету.
Как учитель может помочь ребёнку?
·
Старайтесь подбирать задания разных уровней сложности, чтобы успевающие
ученики не скучали.
·
Прежде чем начать новую тему, убедитесь, что всем все понятно из прошлой.
Лучше подчеркнуть, что в недопонимании нет ничего постыдного, и что вы с
радостью еще раз объясните сложные моменты.
·
Разнообразие в уроках. Необычная форма занятия, дух соперничества и
возможность применения новых знаний на практике помогут детям не потерять
интерес к предмету.
Если вы все же столкнулись с проблемой, когда некоторые ученики имеют
низкую мотивацию и не проявляют себя на занятиях, самое время смоделировать на
уроке ситуацию, в которой они захотят поучаствовать. Вот несколько способов
организовать увлекательный урок:
1. Используйте видеофильмы. Современные технологии
позволяют снимать настоящие шедевры на исторические и научные темы. Покажите
ребятам захватывающий документальный фильм, связанный с темой урока, или
художественный, отснятый по литературному произведению или эпохе. Чтобы
удержать внимание детей, вы можете дать им задание перед началом фильма,
например: «Найдите три отличия между произведением и экранизацией», «Найдите в
фильме ответ на вопрос: всегда ли китообразные жили в воде?». Попробуйте
провести небольшую викторину по фильму после просмотра.
2. Больше практики. Это касается как лабораторных работ с
наглядными примерами на естественных дисциплинах, так и гуманитарных предметов.
Например, изучив стихотворные размеры, предложите детям вспомнить как можно
больше стихотворений, написанных «ямбом», найти их в учебнике или сборнике
стихов какого-нибудь поэта. Такую игру можно проводить в небольших группах,
предлагая разные источники для поиска.
3. Исследовательские работы. Это необязательно должна быть
серьезная тема, предполагающая масштабную работу. Подойдет что-нибудь простое и
требующее творческого мышления:
·
«Сходство между интерьерами и их хозяевами в поэме Н.В. Гоголя
"Мертвые души"»
·
«Характер Александра I по воспоминаниям современников»
·
«Певчие птицы нашего города»
Рекомендуйте детям источники, в которых можно найти информацию.
4. Ролевые игры. Ученик рассказывает о себе с позиции
литературного героя, а может быть, это будет спор между белым и красным
офицером периода гражданской войны? Предложите учащимся взглянуть на
историческое событие или научное открытие с точки зрения его участников.
5. Урок-путешествие. Это может быть путешествие по тайге и
рассказ о местной флоре и фауне, а может быть клетка крови расскажет об
устройстве организма? Вы можете предложить детям уже готовую историю, а можете
спрашивать их, что герой-путешественник встречает на своем пути, или почему с
ним происходят те или иные события.
6. Жизненные ситуации. Часто дети теряют интерес к
предмету, потому то не понимают, как им может это пригодиться в жизни.
Смоделируйте для них такие ситуации. Например, ученик выступает в роли главного
редактора, а преподаватель дает ему текст с ошибками, чтобы тот их исправил,
причем сам он не должен ошибаться, ведь эта статья после него отправляется
сразу в печать. Или же ученики — это группа ученых, работающих над новым
изобретением. Спросите учеников, какие физические законы они должны учитывать
при создании устройства?
7. Урок-телепередача. Вы можете скопировать формат
какой-нибудь передачи и провести урок по его сценарию. Это может быть
интеллектуальная игра наподобие «Самого умного» и «Кто хочет стать миллионером»
или передача про путешествие, где ведущий рассказывает о традициях какой-либо
страны. Спросите детей, какую передачу им интересно было бы обыграть. Пусть
каждый из них отвечает за свой материал и полностью вживается в роль.
Низкая мотивация – явление неизбежное, но вполне поправимое. Попробуйте
разнообразить урок, опираясь на вкусы и интересы ваших учеников, чтобы заново
вдохнуть в них желание учиться.