- обучающиеся;
- родители;
- работники образовательной организации;
- волонтеры и активисты организаций экологических движений и обществ;
- жители соседних домов.
Однако ни дети, ни взрослые не любят субботники. Они считают, что это один из способов образовательной организации наиболее дешево и наименее трудозатратно исполнить обязанность по обустройству и содержанию зданий и территории. Задача образовательной организации – переломить это мнение и показать, что субботник – полезная экологическая акция, которая развивает у обучающихся ответственность, социальную солидарность, приучает заботиться об общем, как о своем, и уважать чужой труд.
Как привлечь обучающихся и родителей
Привлекайте к субботнику:
- обучающихся;
- их родителей;
- работников.
Также можете объединиться с соседними образовательными организациями. Для этого можете провести совместный конкурс чистоты. Учредите приз, который будет переходить от одного победителя другому.
Как заинтересовать обучающихся
Чтобы повысить активность обучающихся, заинтересовать и мотивировать их на участие в таких экологических акциях, как субботник:
- -разнообразьте мероприятия по экологическому воспитанию;
- -сыграйте на соревновательном духе, который присущ всем детям.
Субботник может стать полноценной частью мероприятий по экологическому воспитанию детей. Цель такого воспитания – научить подрастающее поколение бережно относиться к окружающей среде и ответственности за действия, причиняющие вред экологии (ч. 1 ст. 74 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, п. 2 раздела III стратегии, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
Организуйте в течение учебного года экоквесты, тематические игры. Вовлекайте обучающихся в проектную деятельность по вопросам экологии и поощряйте их участие в экологических конкурсах. Проводите экологические уроки.
Детям важно видеть результат своих усилий. Поэтому, чтобы отметить отличившихся и поддержать дух соревнования, поощряйте активных участников субботника: группу, класс.
Примеры поощрений участников субботника
1. Учредите звание «Экоактивист» и присуждайте его классу, который активней всего принимал участие в субботнике.
2. Разработайте эмблему для победителей или объявите среди обучающихся конкурс на ее разработку. По итогам субботника в торжественной обстановке объявите самого активного участника и повесьте эмблему на доску почета или дверь группы (класса), например, до следующего субботника.
Так дети увидят, что их усилия оценили, и будут гордиться своими достижениями. Наглядное поощрение также мотивирует остальных проявлять больше активности на следующем мероприятии.
Как заинтересовать родителей
1. Создайте мотивацию для детей. В своем желании победить они помогут образовательной организации привлечь и родителей. Чтобы поддержать детей в этом, отметьте участие взрослых в субботнике. Не ограничивайтесь текстом на сайте – оформите благодарность на доске почета. Такое наглядное поощрение мотивирует детей сделать все, чтобы и их родителей отметили.
2. Создайте мотивацию для родителей. На родительских собраниях объясните им, что совместная деятельность воспитывает в детях осознанное отношение к природе, людям, окружающему миру. Своим примером родители задают вектор развития ребенка, способствуют становлению личности.
Совет: периодически проводите экологические акции, раздельный сбор мусора, развивайте эковолонтерство.
Такие мероприятия сейчас популярны, поэтому помогут заинтересовать родителей, детей и коллег принять участие в субботнике.
Такие мероприятия сейчас популярны, поэтому помогут заинтересовать родителей, детей и коллег принять участие в субботнике.
Как подготовиться
Организовать и провести субботник можно двумя способами:
– самостоятельно;
– присоединиться к экологическим акциям.
Вариант 1. Организуем самостоятельно
Чтобы провести субботник самостоятельно:
1) придумайте название мероприятия. Приурочьте его к определенной дате, которая связана с историей школы или детского сада, района или города;
2) придумайте слоган или девиз мероприятия;
3) издайте приказ о проведении субботника. Укажите в нем:
- дату проведения субботника;
- программу мероприятия (включите в нее все, что можно поручить обучающимся и взрослым);
- ответственного за информирование о мероприятии;
- обязанность ответственного по административно-хозяйственной работе подготовить инвентарь и расходные материалы для мероприятия;
4) зонируйте территорию, чтобы выявить однородные работы и подготовить нужный инвентарь;
5) согласуйте с организацией, которая обеспечивает охрану, мероприятия по безопасности в день проведения субботника;
6) проинформируйте о субботнике:
- -составьте плакаты или объявления и разместите их на видных местах у входа в образовательную организацию, в рекреациях, в группах;
- -опубликуйте информацию на сайте образовательной организации;
- -объявите на родительских собраниях.
В назначенный для субботника день поручите присутствующим взрослым координацию работ в зонах согласно плану мероприятия.
Совет: организуйте музыкальное сопровождение и сделайте фотографии до, во время и после субботника.
По итогам субботника отметьте активных участников, подготовьте небольшой фотоотчет о субботнике. Опубликуйте его на сайте образовательной организации вместе с благодарностью участникам.
Поделитесь фотографиями с обучающимися, чтобы они могли сделать стенгазету о субботнике.
Вариант 2. Присоединяемся к экологическим акциям
Участие образовательной организации в подобных акциях имеет ряд преимуществ:
1) субботник перестает быть унылым мероприятием по сбору мусора и становится веселым соревнованием;
2) образовательная организация получает методические материалы для экологических уроков;
3) обучающиеся с большим пониманием будут относиться к субботникам в образовательной организации после участия в «зеленых» акциях по всему населенному пункту;
4) для обучающихся проводят конкурсы с призами и подарками, встречи с известными людьми (спортсменами, писателями, артистами), что является дополнительным стимулом для участия.