«Должна признаться, я никогда не ощущаю, что пишу только для детей. Мне кажется, что детское стихотворение всегда обращено к взрослому» А. Л. Барто
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Стихами она увлекалась с детства. Учась в школе, издавала рукописные школьные журналы, писала для стенгазет лирические зарисовки и эпиграммы, но будущее видела только в балете. Однажды в балетное училище, где училась Барто, приехал нарком просвещения А. В. Луначарский. Глядя на тоненькую девочку, которая с мрачным лицом под похоронный марш делала балетные па, он едва не расхохотался. Но когда она прочитала свою поэму, Луначарский сказал ей, что она обязательно будет писать… веселые стихи. Балетное училище было успешно закончено, но балериной Агния так и не стала. Ее к тому времени уже увлекла литература.
В 1925 году 19-летней девушкой она впервые переступила порог Госиздата.
Редактор бегло посмотрев ее стихи, направил Агнию в отдел детской литературы.
Так, можно сказать, и появился новый детский поэт. Агнию Барто как-то сразу
заметили. Ее книги, начиная с самой первой – «Китайчонок Ван Ли» (1925), всегда
находили своих читателей и вполне доброжелательных критиков.
Энергичная, темпераментная, стремительная, яркая Агния Барто успевала
всюду и везде. И ее хватало на все. На стихи, прежде всего. На переводы. На
пьесы. На сценарии фильмов. На бесконечные встречи со своими читателями в
школах, детских садах, интернатах, библиотеках.
В 1936 году вышла книжка Барто «Игрушки», и до сих пор она является образцом того, как надо писать для малышей, чтобы они полюбили стихи еще до того, как научились читать. Детям так нравятся эти стихи, потому что об их игрушках рассказано как о живых людях и животных. Ребенок любит игрушку только потому, что она напоминает ему нечто настоящее. Чувства, испытываемые ребенком к игрушкам, вовсе не игрушечные. В цикле «Игрушки» это точно угадано.
С началом войны Барто пыталась попасть на фронт, но должна была уехать в
глубокий тыл, поскольку ее муж, инженер-энергетик, получил назначение в
Свердловск. Там она прожила до 1942 года. А вернувшись в Москву поэтесса была
направлена на Западный фронт в качестве корреспондента «Комсомольской правды».
После войны она продолжает писать веселые стихи для детей, но только этим
не ограничивается. Особое место в биографии Барто занимает работа на радио, где
она начинает вести радиопередачу «Найти человека» и помогает многим людям найти
своих родственников, потерявшихся во время войны.
Но ярче всего талант поэта проявился в веселых стихах. Агния Барто
прекрасно понимала, что смех – самая короткая дорожка к сердцу человека,
особенно небольшого.
Стихи этой замечательной писательницы ведут нас из детства во взрослую
жизнь… И уже не покидают никогда.