-->
Георгиевская ленточка

24 марта 2017

Как развить слуховую память учеников?

Слуховая память — разновидность образной памяти. Она помогает человеку запоминать целые звуковые образы: мелодии, фразы, интонации. Какую роль слуховая память играет в обучении? Способность ученика понимать вопрос учителя, писать диктант или записывать условия задачи определяется развитием именно этого вида памяти.
Педагогам знакома ситуация, когда ученики просят повторить предложение на диктанте по несколько раз или не могут ответить на вопрос, потому что забыли его. Не всегда причиной такого поведения является то, что ученик невнимательно вас слушал или отвлекался. Скорее всего, его слуховая память недостаточно развита. По статистике, около 5-7% людей с рождения являются аудиалами. Человек-аудиал опирается в основном на звуковое восприятие мира, поэтому его слуховая память развита прекрасно. Но это вовсе не значит, что дети с другими типами восприятия неспособны «схватывать налету» то, что вы говорите. Слуховую память можно развивать с помощью постоянных тренировок и упражнений, которые следует взять на вооружение каждому преподавателю.
Как развить слуховую память на уроке?
1. Упражнение «числовой ряд». Такое упражнение можно использовать как разминку в начале урока перед аудированием или диктантом. Учитель произносит последовательность из 6-8 чисел, далее любой выбранный им ученик должен повторить эту цепочку. Для усложнения задачи вы можете попросить учащегося повторить последовательность с конца, назвать только четные числа или такие, которые делятся на 3. Это упражнение тренирует не только слуховую память, но и внимание.
2. Игра «рассказ по цепочке». Первый ученик называет слово, следующий за ним добавляет еще одно, повторяя при этом сказанное ранее. Постепенно цепочка удлиняется и усложняется, образуя связный рассказ. Для усложнения задачи можно составлять цепочку несвязных между собой слов или попытаться рассказать реальный исторический сюжет. Игра прекращается, как только кто-нибудь сбивается или забывает слова.
3. Аудирование. Обычно оно применяется на уроках иностранного языка, но подойдет и для других предметов, если использовать аудиокниги или отрывки из радиоспектаклей. Ученикам могут даваться различные задания: составить план услышанного, сформулировать основные тезисы или ответить на заранее выданные вопросы.
4. Игра «фасовщик». Вы называете цепочку из 8-10 слов, которые дети должны по памяти разбить на смысловые группы. Например, вы говорите: «Лошадь, сын, стол, отец, корова, собака, сестра, шкаф», а затем просите детей по памяти распределить эти слова по категориям «мебель», «домашние животные», «члены семьи». Для усложнения задачи можно не называть категории, а попросить детей самостоятельно разбить их на группы по общему признаку.
5. Упражнение «найди фразу». Учитель зачитывает ученикам одну или несколько вырванных из контекста фраз и просит запомнить. Далее читает полный текст, а задача учеников — внимательно слушать и находить эти фразы. Есть два варианта: либо ученики, услышав эту фразу в тексте, говорят «стоп», либо они запоминают, где она была, и после рассказывают вам, все ли фразы они нашли, в каком контексте фигурировала фраза.
Все эти упражнения можно использовать в качестве небольшой разминки в начале урока. Попробуйте найти то, что подойдет именно вашему классу.
Наверх К началу страницы Вниз страницы Вниз к футеру Автопрокрутка Стоп Scroll