Чтобы обеспечить информационную безопасность детей, необходимо сформировать у них представления об интернет-культуре и привить привычку грамотно использовать интернет не только для образования, но и для развлечения. Заниматься этим должны как учителя, так и родители. При этом преподаватели обязаны проводить родительские собрания и рассказывать о эффективности подобной работы с детьми.
Одним из направлений работы образовательного учреждения должно стать развитие у школьников способности к распознаванию недостоверной информации и защите самих себя от сетевого негатива, формирование внутренних принципов безопасного и ответственного поведения в интернет-среде. Педагоги должны учить детей способам защиты от такой информации.
Интернет-техологии в образовании: как использовать безопасно
Современных детей школьного возраста захлёстывает огромный поток информации, большую часть которой они получают в сети. Проблема информационной безопасности преследует детей даже в образовательных учреждениях, поскольку сейчас на всех этапах обучения активно применяются интернет-технологий в образовании, школы проводят обучение с использование IT-технологий и информационно-коммуникационных средств (компьютеров, ноутбуков). Поэтому большинство специалистов в области образования уверены, что школа должна обучать детей навыкам информационной безопасности, использования интернета в образовании и прививать им цифровую грамотность.
С 1 сентября 2012 года в России действует закон №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который определяет защищённость как отсутствие рисков, связанных с распространением запрещённой информации, в том числе в интернет. Она не должна наносить вред физическому, психическому и нравственному здоровью ребёнка. Сформировать эффективный психологический интернет-фильтр для детей возможно только общими усилиями родителей, педагогов и самих школьников.
Ни в коем случае нельзя перекладывать всю вину на ребят. В каждом образовательном учреждении должна быть служба, отслеживающая не только состояние оборудования (ПК), но и занимающаяся правильным внедрением интернет-технологий в образование. Администратор школьной интернет-сети должен исключить доступ к порнографическим сайтам, информации о суициде и наркотиков. Кроме того, информационная безопасность детей должна осуществляться через беседы, общение и тренинги со школьниками. Это снижает уровень тревожности у детей и подростков, формирует адекватные реакции на происходящее в сети.
Как установить фильтры нежелательного контента для детей при использовании интернета в образовании
Чтобы защитить детей от некачественной информации, необходима не только квалифицированная помощь педагогов и грамотное внедрение интернет-технологий в образование, но и понимание со стороны родителей. Такой подход может в разы уменьшить риски морального и физического вреда для школьника. Однако это требует комплексного подхода.
В мероприятия по формированию информационной безопасности детей включают:
➤Работу с преподавателями (обучение педагогов современным методам организации информационной безопасности детей): проведение педсоветов, практикумов, научно-практических конференций, семинаров, пирезентаций и т. д.
➤Работу с семьями обучающихся (предоставление родителям исчерпывающей информации о возможностях создания наилучших условий, для формирования навыков безопасного использование интернета в образовании): освещение информации на сайте школы, родительские собрания и конференции, дискуссии, диспуты, круглые столы и т. д.
➤Внедрение интернет-технологий в образование - работа со школьниками (учитывая возрастные отличия школьников, готовят программы и дают им знания а также навыки безопасного использования сети): организация бесед, ролевых игр, классных часов, конкурсов, викторин, КВН, читательских конференций, литературных вечеров.
Стандартный план мероприятий для успешного и безопасного использования интернета в образовании
Цель: обеспечить безопасность школьников в сети интернет при обучении от вредоносной информации.
Правильно организовать внеучебную деятельность детей, отучить детей от чрезмерного использования интернета.
Задачи:
-Организовать работу по повышению уровня компетентности педагогов в области интернет-психологии школьников.
-Провести мероприятия по формированию информационной культуры и внедрению интернет-технологий в образование.
-Изучить нормативно-правовые документы по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
-Вести работу по формированию знаний в области безопасности детей, использующих интернет; организовать просветительскую работу с родителями и общественностью.
План:
1.Провести ряд лекций для педагогов: осветить проблемы использования интернет-технологий в образовании, обеспечить безопасный интернет в школе.
2.Ввести на уроках информатики дополнительные часы для обучения детей информационной культуре и правилам использования интернет в школе.
3.Организовать в компьютерных классах защищённую сеть: ограничить доступ детей к информации, от которой они могут пострадать.
4.Провести ряд занятий с родителями: объяснить приоритеты использования интернета в образовании и способы домашнего ограничения доступа к сети.